«Я - избиратель» . Деловая игра по избирательному праву с молодёжью

Автор: ТИК. Опубликовано в Молодым избирателям

Методика

Приложение 1

«Я - избиратель»

(деловая игра по избирательному праву с молодёжью)


ЧИТАТЕЛЬСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ:

для молодёжи, учащихся старших классов.

Цель: Повышение уровня информиро­ванности молодёжи по вопросам избиратель­ного права.

Задачи:

  • помочь учащимся разобраться в вопро­сах избирательного права;
  • закрепить знания, полученные на уро­ках обществознания;
  • воспитание чувства гражданственно­сти, патриотизма и долга.

Ведущий (1): Здравствуйте, дорогие дру­зья! Наша сегодняшняя встреча посвящена из­бирательному праву в Российской Федерации, потому что все мы с вами живём в демократи­ческом государстве и должны знать свои права и обязанности по отношению к нему

Ведущий (2): Истоки нынешних вы­боров лежат в Древней Греции и в древнем Риме. Там свободные граждане обязаны были участвовать в политической жизни, за­седая в народных собраниях. Воля народа, вы­раженная голосованием в собрании, приобрела силу закона.

Ведущий (1): Огромное значение для раз­вития демократии имела Великая Французская революция. Она способствовала рождению та­ких понятий, как «активное право», «пассивное право», «списки избирателей», «права челове­ка и гражданина».

Ведущий (2): В Древней Руси царила прямая демократия. Вспомните уроки исто­рии в школе, рассказ о вечевых собраниях. Особенно ярко это проявилось в Новгороде (Новгородское вече) и Пскове. На Новгород­ской земле была сформирована феодальная ре­спублика. Выборные органы власти здесь при­сутствовали с XII по XV века.

Ведущий (1): В России выборы приоб­рели особую политическую значимость в на­чале XX в., когда широким кругам населения было представлено право принимать уча­стие в выборах депутатов в Государствен­ную Думу.

Ведущий (2): В это время впервые в истории Отечества появились избиратель­ные комиссии, шел очень тщательный подбор избирателей, так избирательных прав лиша­лись женщины, молодёжь до 25 лет, студенче­ство, военнослужащие, не могли участвовать в выборах кочевые народы.

Ведущий (1): Для избирательного пра­ва советского периода характерна эффектив­ность, формальность, то есть итоги выбо­ров были заранее предрешены.

В 1994 году принят Федеральный за­кон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», закрепивший постоян­ный статус избирательных комиссий субъек­тов Российской Федерации и установивший порядок их формирования, близкий к совре­менному.

Ведущий (2): На сегодняшний день, когда мы все являемся непосредственными очевидцами становления демократического правового государства в Российской Федера­ции, народные выборы в представительные органы местного самоуправления являются единственно допустимым способом избрания.

Ведущий (1): Многие из вас уже до­стигли того возраста, когда можно стать из­бирателем. Для того, чтобы принимать уча­стие в выборах, стать избирателем нужно ориентироваться в этом вопросе. Для этого мы предлагаем сыграть в деловую игру «Я - ИЗ­БИРАТЕЛЬ».

Правша игры:необходимо разделиться на две команды, выбрать название и жюри. Во­просы командам задаются по очереди, жюри следит за правильностью ответов, проставля­ет баллы. Ответы принимаются только после поднятия руки. На обсуждении даётся не более минуты.

Вопрос 1-й команде: Какого числа со­стоятся выборы Президента РФ?

Вопрос 2-й команде: Кто являлся первым Президентом Советского Союза? (М. С. Горбачёв)

Ответившие на эти вопросы будут капи­танами.

Ведущий (2):Блиц-турнир «Разминка»

  1. На какой срок избирается Президент РФ? (Впервые на 6 лет).
  2. Во сколько лет человек может стать избирателем? (в 18 лет).
  3. Допустимо ли присутствие двух, трёх человек в одной кабинке? (Нет).
  4. За сколько дней разрешается досроч­ное голосование? (За 15 дней).
  5. Какой законодательный акт являет­ся основой избирательного права в России? (Конституция РФ).
  6. Как называются люди, выбранные в Государственную Думу? (Депутаты).

Ведущий (1): Следующим турниром игры будет «Избирательная лингвистика». Это развлекательная словесная игра. Смысл её заключается в том, чтобы путём перегруппи­ровки и объединения букв, составляющих сло­ва, образовать понятия, связанные с основами избирательного законодательства.

  1. Робы + вы = форма участия граждан в управлении государством путём участия в избирательной кампании.

Ответ: Выборы

  1. Час + у + кот = образуется для про­ведения голосования и подсчета голосов из­бирателей.

Ответ: Участок.

  1. Тюлень + бел = лист с именами канди­датов для голосования.

Ответ: Бюллетень.

  1. Дата + динк = претендент на занятие должности, замещаемой в порядке выборов, зарегистрированный в этом качестве в уста­новленном порядке.

Ответ: Кандидат.

  1. Путает + д = лицо, избранное изби­рателями соответствующего избирательно­го округа в представительный орган государ­ственной власти или в представительный орган муниципального образования.

Ответ: Депутат.

  1. Льют + бал + дюна = гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчётом голо­сов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования.

Ответ: Наблюдатель.

  1. Фен + ум + редер = форма прямого волеизлияния граждан РФ по наиболее важ­ным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений.

Ответ: Референдум.

  1. Мания + кап = деятельность по подго­товке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должност­ного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении вы­боров до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчёта о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и прове­дении выборов. Ответ: Кампания.

Ведущий (2): Турнир «Тёмная лошадка».

Вам предлагаются понятия, а вы должны определить, что они предполагают.

Ответы на эти вопросы находятся в этом ящи­ке, которые мы будем показывать после ваших ответов.

  1. Эмблема, отличительный знак госу­дарства, города, рода, изображаемая на флагах (знамёнах), денежных знаках, печатях, некото­рых официальных документах, зданиях и т.д. (Герб).
  2. Основной закон государства, опреде­ляющий основы общественного и государ­ственного строя, систему государственных органов, порядок их образования и деятельно­сти, права и обязанности граждан; основа за­конодательства государства. (Конституция).
  3. Официальный документ, удостове­ряющий личность гражданина и содержащий сведения о его возрасте, поле, семейном по­ложении, месте жительства, дате и учрежде­нии его выдавшем. (Паспорт).
  4. Официальный символ государст­венной власти; олицетворяет суверенитет государства. Поднимается на зданиях верхов­ных органов государственной власти и управ­ления, посольств и т.д. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновели­ких горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего и нижняя - красного цвета. (Государственный флаг).

Итак, наше жюри подводит итоги и сей­час сообщит нам результаты. Предлагаем отой­ти от темы, отвлечься и поиграть, а в это время капитаны команд будут трудиться и запол­нять вот такие лестницы капитанов. Они должны ответить на вопросы, написав пра­вильные цифры на каждой ступеньке. «Лест­ница капитанов» (Приложение 1.2).

  1. Со скольких лет человек имеет право стать избирателем? (с 18 лет) 2....имеет право быть избранным в Государственную Думу? (с 21 года)3. ...имеет право быть избранным Президентом? (с 35 лет)4. Сколько депутатов избирается в Государственную Думу?

Ведущий (1):Конкурс для болельщи­ков.

  1. В какой сказке говорится о коварстве красивой женщины при устранении ещё более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимости больших за­трат на погребение и о неиспользуемом, к со­жалению, в медицине средстве реанимации? (А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).
  2. В какой из сказок личность, во всех отношениях очень серая, осуществляет ковар­ный план убийства двух лиц и лишь благо­даря общественности всё заканчивается бла­гополучно? («Красная шапочка»).
  3. В какой сказке лицо, имеющее весь­ма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покуше­ние на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано? («Волк и се­меро козлят»).
  4. В какой сказке речь идёт о спортсмене, который, не имея достаточной физической подготовки, отправился на сорев­нования по бегу с препятствиями? Хитрость и незаурядная выдержка позволили ему по­дойти к самому финишу. Но финал трагичен - проявив преступную самонадеянность и гру­бо нарушив правила техники безопасности, он погибает. («Колобок»).
  5. В какой сказке невеста была украде­на накануне свадьбы у одного жениха, убе­жала от другого и вышла замуж за третьего? (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»)
  6. Разыскивается сказочный герой. Ушёл из дома среди бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следую­щая встреча оказалась, видимо, роковой. При­меты: круглолицый, очень румяный молодой человек. («Колобок»)
  7. В какой сказке один долго-долго­ житель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки с целью вступления с ней в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе закон­ную жену? («Царевна-лягушка»)
  8. В какой сказке женщина крайне нео­пределённых лет замышляет похитить чужо­го ребёнка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композито­ром Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам совре­менного сбора урожая и тому, как в резуль­тате бесхозяйственности молоко утекает по рекам. (Гуси-лебеди).
    1. Героиня какой сказки, облачённая в дорогую, не имеющую клейма, шубу, яви­лась в гости, да так и не захотела уйти оттуда, очень уж ей понравилась архитектура строе­ния? К кому только не обращался хозяин о вы­селении гостьи, пока действия её не были ква­лифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка»).
    2. В какой сказке одна дама, восполь­зовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и продвиже­ния по служебной лестнице, но впоследствии теряет всё из-за безмерной тяги к богатству? («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Ведущий (2): Немного отдохнули, пои­грали, а теперь, капитаны, передайте, пожа­луйста, листочки с ответами. Жюри оцени­вает и присуждает команде балл за каждый правильный ответ капитанов и оглашает ко­личество баллов каждой команды.

А теперь представьте, что вы юристы, к вам на консультацию приходят люди, чтобы узнать свои права по избирательному праву и вы должны на них ответить. Итак, следую­щий турнир так и называется «Юридическая консультация».

  1. Кандидат в депутаты обратился в из­бирательную комиссию с просьбой зареги­стрировать его кандидатуру. Он сдал в из­бирательную комиссию все необходимые документы, в том числе подписные листы с подписями граждан, которые его поддер­живают. Во время проверки подписных ли­стов избирательная комиссия обнаружила, что многие подписи принадлежат гражданам, не достигшим 18 лет. Должна ли избиратель­ная комиссия исключить такие подписи из подписных листов? Почему? (да, должна, потому что право подписей избирателей, участников референдума принадлежит дее­способным гражданам Российской Федера­ции, достигшим к моменту сбора подписей 18-летнего возраста).
  2. В городе Кинешма выборы назначены на 16 декабря. За 45 дней до дня выборов на дверях избирательного участка были вывеше­ны списки избирателей. Николай Трофимов, ознакомившись со списками, не нашёл в них себя. «Почему меня нет в списках?» - обсуж­дал он этот вопрос со своим другом Сергеем. «Ты в этом году голосовать ещё не можешь, - заявил Сергей. - Ведь тебе будет 18 лет только 14 декабря, а сейчас, когда составляли списки, тебе ещё нет 18 лет». Прав ли Сергей? Почему? (Нет не прав, потому что в списки избирате­лей включают всех граждан, достигших ко дню выборов 18 лет)
  3. Во время предвыборной кампании, в дверь пенсионера Николая Максимовича по­звонили. На пороге стояли молодые люди, ко­торые представились агитаторами одного из кандидатов в депутаты. Они долго рассказы­вали Николаю Максимовичу, какой хороший их кандидат и как всем будет хорошо, если вы­берут именно его. А в конце беседы вручили пенсионеру два килограмма сахара, несколько банок тушёнки и коробку конфет. Нарушены ли в данном случае правила проведения пред­выборной агитации? (Да, нарушены, так как законодательство запрещает дарить избирателям подарки, денежные средства и каким-либо иным образом подкупать избирателей).
  4. Избиратель предъявляет два или не­сколько паспортов и просит разрешения прого­лосовать за других граждан (за отсутствующе­го или болеющего члена семьи, соседа и т.д.). Допустимо ли это? (Нет, так как каждый из­биратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается, за исключением случаев, когда избиратель не может самостоятель­но расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить бюллетень).
  5. Избиратель не имеет при себе па­спорта или заменяющего его документа, но желает проголосовать. Можно ли ему голосо­вать? (Избирателю, не имеющему паспорта или документа, заменяющего паспорт граж­данина РФ, избирательный бюллетень не вы­даётся).

Ведущий (1): А сейчас немного побудем в роли великих философов, мыслителей - про­должим фразу. Турнир так и называется «Про­должи фразу»

«Чтобы быть свободным, нужно..(под­чиняться законам).

«Закон суров, но..(это закон).

«Нет прав без ...» (обязанностей).

«Свобода есть право делать всё, что...» (дозволено законами).

Ведущий (2): Следующий турнир назы­вается «Вопросы не из лёгких»

  1. Какие основные принципы выборов Вам известны? (Принцип свободы выборов, принцип всеобщего избирательного права, принцип равного избирательного права, прин­цип прямого избирательного права, тайна го­лосования).
  2. Что такое избирательный округ? (Опре­делённая территория, от которой граждане РФ избирают депутата или иное выборное лицо).
  3. Для чего создаются избирательные ко­миссии? (Для обеспечения реализации и защи­ты избирательных прав граждан; осущест­вляют подготовку и проведение выборов, рассматривают поступившие жалобы на нарушение законодательства в ходе выборов, дают ответы на жалобы).
  4. Какие избирательные комиссии соз­даются? (ЦИК РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии; районные, городские избиратель­ные комиссии; участковые избирательные комиссии).
  5. В какие сроки проводится предвы­борная агитация? (После того, как кандидат зарегистрирован соответствующей избира­тельной комиссией, он имеет право проводить предвыборную агитацию, за сутки до дня го­лосования предвыборную агитацию проводить запрещено).
  6. Как происходит подсчёт голосов и определение итогов выборов? (Подсчёт голосов происходит по окончании голосова­ния, при подсчёте голосов на избирательном участке могут находиться наблюдатели, сам кандидат, корреспонденты газет и те­левидения, по итогам голосования члены избирательной комиссии составляют про­токол в трёх экземплярах, который подпи­сывают все члены избирательной комиссии, итоги голосования официально публикуют­ся соответствующей избирательной комис­сией).

Ведущий (2): Вот и подошла к концу наша встреча. Сейчас жюри подсчитает об­щий результат и объявит победителей, а мы в это время раздадим вам листочки с вопроса­ми, где вы должны дать оценку игре «Я - изби­ратель» (Приложение 1.1).Спасибо за ваше участие, надеемся, что игра помогла узнать новое и закрепить знания об избирательном праве. До встречи на избирательных участках

и,  конечно же, в библиотеке. До свидания.



Приложение 1.1

Критерии оценки игры

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Частично не согласен Полностью не согласен
На игре я приобрёл(а) много новой информа­ции
В ходе игры я чувствовал(а) себя комфортно
Информация пригодится мне в дальнейшем
Я обязательно поделюсь полученной инфор­мацией с друзьями
В ходе игры я получил(а) ответы на все свои вопросы по данной теме

Приложение 1.2

Лестница капитанов

4. Сколько депутатов выбирается в Государственную Думу?
3. Со скольких лет человек имеет право быть избранным Президентом?
2. Со скольких лет человек имеет право быть избранным в Государственную Думу?
1. Во сколько лет человек имеет право стать избирателем?
Вложения:
ФайлОписание
Скачать этот файл (Игра- Я избиратель.docx)Игра- Я избиратель.docx