Молодежь и выборы
(материал для проведения встреч членов избирательных комиссий Михайловского района с учащимися 9-11 классов образовательных учреждений района в период проведения Дня молодого избирателя с 9 по 20 февраля 2015 года.)
«
1. Выбор, право выбора как общефилософские категории
Выбор — наличие различных вариантов для осуществления воли. Наличие выбора связано с существованием свободы воли человека. Каждый человек стремится обладать как можно большим выбором, чтобы самому определять свое будущее, добиваться своих целей и осуществлять желания.
Право выбора – неотъемлемый атрибут в жизни человека, который предоставляет ему возможность действовать на свое усмотрение, самому определять, как поступать в той или иной ситуации.
Государство предоставляет каждому гражданину право выбора кандидатов в органы власти, право выбора политических партий и их программ развития страны.
2. Формы демократии
Демократия (греч. δημοκρατία — «власть народа») — вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой законодательные и исполнительные функции осуществляются как через прямое народовластие (прямая демократия), так и через представителей, избираемых народом или какой-либо его частью (представительная демократия). Главным признаком демократии являются законодательно обеспеченные выборные формы как пропорционального представительства во власти (коллективный орган) так и авторитарного представительства (президент), и обязательного наличия любых форм обеспечения неотъемлемых прав граждан, несущих в себе механизм защиты интересов меньшинства.
Непосредственная демократия (прямая демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются и принимаются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений общего и местного характера самим населением; непосредственное правотворчество народа. Может существовать как отдельная целостная форма (Древняя Греция V и IV веков до н. э.), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы (референдум).
Представительная демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.
3. История института выборов
Римская республика V-I века до н.э.
Выборы существуют в мире на протяжении более 3000 лет и на сегодняшний день являются одним из самых успешных способов формирования органов власти, который позволяет учитывать мнение всего населения. В мировой истории институт выборов зародился и длительное время существовал в Римской республике.
Одной из первых государственная власть перестала передаваться по наследству, а органы управления стали избираться населением в древнем Риме. С V века до н.э. (после падения монархии и изгнания царя) верховной властью стали обладать два избираемых на один год из числа патрициев претора («впереди идущие»); с середины V века до н.э. Они стали называться консулами («совещающимися»). Они избирались народным собранием путем голосования. По истечении срока полномочий они отчитывались перед сенатом и могли быть подвергнуты судебному преследованию.
Народное собрание было высшим государственным органом, оно утверждало законы, объявляло войну, заключало мир, избирало всех должностных лиц (магистратов). Сенат одобрял законы, принятые народным собранием; контролировал деятельность магистратов, решал внешнеполитические вопросы, осуществлял надзор над финансами и религиозной жизнью.
Новгородское вече.
В истории России тоже существуют примеры участия всего населения в управлении – Новгородское Вече, которое выбирало основных должностных лиц города.
Ве́че (от славянского «вѣтъ» — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.
На вече избирали князя и других должностных лиц, управлявших городом.
В основе решений Новгородского веча лежал принцип единогласия. Для принятия решения требовалось согласие подавляющего большинства присутствующих. Однако достигнуть такого согласия удавалось далеко не всегда, во всяком случае, не сразу. При равном распределении голосов, зачастую происходила физическая борьба и повторение собраний, пока не достигалось соглашение.
Английский парламент.
В настоящее время в большинстве стран мира главным органом власти, формируемым путем выборов, является парламент. Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания — первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти. Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.
4. Выборы – форма прямой демократии, цель выборов
«Цель любых выборов… прежде всего в том, чтобы обрести правителей - людей, обладающих наивысшей мудростью для того, чтобы выделять цели, общие для всего общества, и наивысшей добродетелью для того, чтобы придерживаться их в своей деятельности».
Джеймс Мэдисон, президент США (1809-1817 гг.)
Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с законом в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
5. Значение выборов
Выборы:
1. Способ выражение мнения населения;
2. Способ непосредственного участия населения в управлении государством;
3. Способ формирования органов власти с учетом мнения большинства;
4. Возможность каждого гражданина выдвинуть свою кандидатуру в органы управления;
5. Разработка политическими партиями и кандидатами предвыборных программ, которые содержат различные предложения по совершенствованию той или иной сферы жизни общества. Осуществление этих программ в случае победы партии или кандидата на выборах.
6. Избирательное законодательство Российской Федерации
1. Федеральный конституционный закон «О референдуме» от 28.06.2004 № 5-ФКЗ.
2. Федеральные законы:
а) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ,
б) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 N 51-ФЗ,
в) «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ.
В Приморском крае Избирательный кодекс Приморского края
7. Активное и пассивное избирательное право
Право избирать органы власти называется активным избирательным правом.
Право выдвигать свою кандидатуру для избрания в органы власти называется пассивным избирательным правом.
Активным избирательным правом (правом избирать органы власти) обладают:
- гражданин Российской Федерации,
- достигший на день голосования возраста 18 лет,
- при выборах в Законодательное Собрание Приморского края – гражданин должен иметь место жительства на территории Приморского края;
- при выборах Губернатора Приморского края - гражданин должен иметь место жительства на территории Приморского края;
- при выборах в органы местного самоуправления муниципального образования – гражданин должен иметь место жительства на территории соответствующего муниципального образования.
Пассивным избирательным правом обладают также граждане РФ при выборах Президента РФ, достигшие возраста 35 лет, при выборах в Государственную Думу РФ, при выборах Губернатора Приморского края, достигшие 30 лет, в законодательное Собрание Приморского края, главой муниципального образования, достигшие возраста 21 года, а в представительный орган местного самоуправления муниципального образования, достигшие возраста 18 лет. Требования к месту жительства гражданина отсутствуют.
8. Всеобщее, прямое, равное избирательное право, тайное голосование
Всеобщность означает, что все граждане РФ, достигшие установленного законом возраста, обладают правом избирать органы власти и выдвигать свои кандидатуры для избрания.
Граждане голосуют только «за» или «против» кандидата, политической партии. Иных форм выражения своего мнения не допускается(прямое избирательное право).
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Один гражданин имеет один голос(равное избирательное право).
Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за кого отдает гражданин свой голос. Граждане голосуют в специальных избирательных кабинах, куда заходят по одному (за исключением ряда случаев). Избирательные кабины оборудованы таким образом, что остальные граждане не могут проследить, за кого отдает свой голос избиратель.
9. Избирательная система
В российской научной литературе имеется широкий и узкий смыслы понятия "избирательная система".
Избирательная система — в широком смысле — порядок формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право.
Избирательная система — в узком смысле — система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования. В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило переведения полученных голосов в мандаты, голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов) проводят их классификацию.
10. Мажоритарная избирательная система
Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (от франц. majorité [мажорите] – большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50 процентов + 1 голос. На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в России при выборах органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др. При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины – 2/3, 3/4 и т.д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.
11. Пропорциональная избирательная система
Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) в выборном органе распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями (избирательными объединениями) голосов.
12. Органы власти, формируемые выборным путем в Российской Федерации
Основные органы управления Россией, субъектами и муниципальными образованиями формируются выборным путем, т.е. путем избрания населением своих представителей. Население выбирает:
- Президента Российской Федерации (избирается сроком на 6 лет);
- Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (избирается сроком на 5 лет).
В Приморском крае:
- Губернатора Приморского края (избирается сроком на 5 лет);
- Законодательное Собрание Приморского края (избирается сроком на 5 лет);
- представительные органы муниципальных образований (избираются сроком на 5 лет);
- главы поселений – избираются сроком на 5 лет):
Президент Российской Федерации
Президент Российской Федерации является главой государства.
Президент Российской Федерации руководит государством, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях.
Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Каждый гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.
Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом.
Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей. Политическая партия (не представленная в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации) обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей
Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации, то они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Федеральное Собрание Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.
Законодательным органом (органом, который принимает законы) в России является Федеральное Собрание. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации.
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, которые имеют разные полномочия в сфере принятия законов.
Проекты законов вносятся в Государственную Думу. Законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации должен одобрить закон. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон может быть принят без одобрения Совета Федерации, если при повторном голосовании (после его возвращения в Государственную Думу) за него проголосовало не менее двух третей (а не половина, как при обычной процедуре принятия законов) от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации законы подписываются и обнародуются Президентом Российской Федерации.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.
Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.
Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа (в Приморском крае – Законодательным Собранием Приморского края). Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (в Приморском крае – Губернатором Приморского края).
Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думысроком на пять лет.
Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.
Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации:
- осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
- осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
- подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Гражданин РФ в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока.
Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.
Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.
В 2011 году, перед выборами депутатов Государственной Думы шестого созыва, таких политических партий – семь.
Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.
Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Губернатор
В современной России губернатор — это высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (края, области, автономного округа, города), возглавляющее исполнительную власть на территории субъекта Российской Федерации.
С 1995по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации в рамках прямого, равного и тайного голосования. С 2005 год по 2012 года назначались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению Президента России. С 1 июня 2012 года вступил в силу закон Российской Федерации, возвращающий прямые выборы высших должностных лиц региона.
На территории Приморского края – это Губернатор Приморского края. Губернатор Приморского края избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании
Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого находится на территории Приморского края, имеет право избирать Губернатора Приморского края.
Губернатором Приморского края может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет.
Не имеет права быть избранным Губернатором Приморского края:
- гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
- гражданин Российской Федерации осужденный когда-либо к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом это деяние не признается тяжким или особо тяжким преступлением;
- гражданин Российской Федерации осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
- гражданин Российской Федерации подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Губернатора Приморского края состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
- гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Губернатора Приморского края, если голосование на выборах Губернатора Приморского края состоится до истечения установленного судом срока.
Срок полномочий Губернатора Приморского края составляет 5 лет.
Законодательное Собрание Приморского края
Законодательное Собрание Приморского края является постоянно действующим высшим и единственным законодательным органом Приморского края. Законодательное Собрание Приморского края принимает законы, которые действуют только на территории Приморского края, принимает Устав Приморского края (документ, определяющий органы управления краем, порядок их деятельности и ответственность за принятие управленческих решений) устанавливает налоги и сборы, собираемые на территории края, устанавливает порядок распоряжения имуществом Приморского края и др.
Законодательное Собрание Приморского края шестого созыва (срок полномочий до декабря 2016года) состоит из 40 депутатов, которые избираются на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Половина – по единому избирательному округу (по партийным спискам), половина по избирательным округам, на которые поделен Приморский край, от каждого округа выбирается свой представитель в законодательное Собрание Приморского края).
Депутатом Законодательного Собрания Приморского края может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий пассивным избирательным правом.
13.Организаторы выборов – избирательные комиссии
Всю работу по подготовке и проведению выборов основных органов государственной власти и местного самоуправления осуществляют избирательные комиссии.
Избирательная комиссия - коллегиальный орган (орган, состоящий из нескольких человек: по действующему законодательству от 3 до 15), формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
Избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий и общественных объединений, которые борются за избрание своих представителей в тот или иной орган власти, с целью, чтобы процедура справедливых выборов была соблюдена, и не были ущемлены интересы ни одной из партий или общественного объединения, соблюдены интересы каждого из кандидатов, а главное, чтобы всем избирателям была обеспечена возможность проголосовать на равных условиях.
В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения.
14. Система избирательных комиссий в России
Главной избирательной комиссией России, руководящей подготовкой и проведением выборов на территории страны, является Центральная избирательная комиссия. На территории Приморского края подготовкой и проведением выборов руководит Избирательная комиссия Приморского края. Избирательной комиссии Приморского края подчиняются территориальные избирательные комиссии (комиссии осуществляющие подготовку и проведение выборов на территории отдельных городов и районов Приморского края). При проведении выборов в законодательные органы Приморского края все районы и города делятся на округа. При этом деление происходит не по территории, а по численности населения. Каждый округ избирает своего депутата в законодательный орган. Организацией и подготовкой выборов на территории округа руководят окружные избирательные комиссии, которые в свою очередь подчиняются территориальным. Территориальные комиссии работают на постоянной основе. Окружные комиссии формируются только для проведения конкретных выборов, после чего прекращают свою деятельность. Территориальные и окружные комиссии регистрируют кандидатов на избрание в тот или иной орган, следят за соблюдением избирательных законов в период выборов, рассматривают споры между кандидатами по вопросам ведения ими своих избирательных кампаний, руководят участковыми комиссиями для организации дня голосования и другое).
Все округа, в свою очередь, делятся на избирательные участки, также по численности населения (не более 3000 избирателей на один избирательный участок). Главная задача участковых комиссий организовать день голосования. Они размещаются в помещении, находящемся на территории избирательного участка, куда приходят жители данного участка в день голосования и отдают свои голоса в пользу тех или иных кандидатов.
Выборы Президента Российской Федерации,
Выборы депутатов Государственной Думы:
Центральная избирательная комиссия
|
Избирательная комиссия Приморского края
|
Территориальные избирательные комиссии
|
Участковые избирательные комиссии
Выборы депутатов Законодательного Собрания Приморского края:
Выборы Губернатора Приморского края
Избирательная комиссия Приморского края.
|
Территориальные избирательные комиссии
|
Участковые избирательные комиссии
Выборы выборных лиц ( глав поселений) и представительных органов местного самоуправления на территории Михайловского муниципального района
Территориальные избирательные комиссии
|
Участковые избирательные комиссии
Глава Михайловского муниципального района избирается из числа избранных депутатов Думы Михайловского муниципального района ( то есть не прямыми выборами)и является председателем Думы, глава администрации Михайловского муниципального района (сити-менеджер) назначается на должность на конкурсной основе ( также не избирается на выборах).
15. Избирательная кампания
Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, начинающаяся со дня опубликования решения о назначении выборов, включающая регистрацию кандидатов, агитацию населения голосовать за того или иного кандидата, кампания заканчивается после предоставления избирательной комиссией отчетных документов о прошедших выборах законодательный орган страны, края, района или города в зависимости от вида выборов (общероссийские, краевые, местные).
Основные стадии избирательной кампании:
- назначение выборов
- выдвижение и регистрация кандидатов
- предвыборная агитация
- составление и уточнение списков избирателей
- день голосования
- подсчет голосов и установление итогов выборов
- предоставление избирательными комиссиями финансовых отчетов о расходовании денежных средств, выделенных на проведение выборов.
** На избирательном участке голосуют граждане, включенные в список избирателей. За 10 и менее дней до дня голосования, а также в день голосования каждый гражданин, обладающий избирательным правом, может обратиться в участковую избирательную комиссию по месту своего жительства и уточнить, включен ли он в список избирателей, а также проверить, правильно ли записаны сведения о гражданине в списке избирателей. Если гражданин не включен в список избирателей, участковая избирательная комиссия включает такого гражданина в список при предъявлении им паспорта с пропиской по месту жительства.
16. Назначение выборов
- Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации (верхняя палата Федерального собрания, парламента РФ) не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.
- Выборы Государственной Думы – Президент РФ не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.
- Выборы Губернатора Приморского края назначает Законодательное Собрание Приморского края не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования
- Выборы Законодательного Собрания Приморского края – Законодательное Собрание Приморского края не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
- Выборы органов местного самоуправления муниципальных образований–представительный орган муниципального образования не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Если уполномоченный орган государственной власти, местного самоуправления или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией.
День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом. Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов.
17. Регистрация кандидатов
В течение месяца граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, выдвигают свои кандидатуры в качестве депутатов (или на пост президента, Губернатора Главы муниципального образования) и регистрируются в соответствующих уровню выборов избирательных комиссиях путем предоставления необходимых документов.
Кандидатов в депутаты или на пост президента могут выдвигать политические партии и иные общественные объединения, в подобных случаях они предоставляют в Избирательную комиссию решение о выдвижении кандидата.
При выборах в Государственную Думу, Законодательное Собрание Приморского края выдвигать кандидатов в депутаты имеют право только политические партии и общественные объединения, они предоставляют в избирательные комиссии списки кандидатов. Половина депутатов Законодательного Собрания Приморского края также избирается по спискам, выдвинутым политическими партиями и общественными объединениями, а половина избирается по округам, на которые разделен Приморский край (от каждого округа по одному депутату). Депутат, избираемый по округу, может быть выдвинут как политической партией, так и выдвинуть себя самостоятельно. Политическая партия может выдвинуть не более 1 кандидата по каждому округу (в отличие от выдвижения списками). Губернатор Приморского края может быть выдвинут только избирательным объединением.
18. Предвыборная агитация
В целях получения как можно большего количества голосов, а следовательно победить на выборах, кандидаты и политические партии агитируют население проголосовать за них.
Предвыборная агитация проводиться в самых различных формах: путем публичных выступлений кандидатов, их выступлений на телевидении и радио, размещение агитационных роликов на телевидении, радио и в Интернете, опубликование агитационных материалов в газетах и журналах, развешивание агитационных плакатов, раздача избирателям агитационных буклетов и листовок.
Разрешается проводить предвыборную агитацию только в агитационный период. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Предвыборная агитация в средствах массовой информации проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
19. День голосования
Голосование на выборах проводится с 8 до 20 часов местного времени. О времени и месте голосования избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.
В день голосования перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Бюллетени для голосования выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации.
Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату или списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор. Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.
20. Подсчет голосов
Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают число погашенных неиспользованных бюллетеней.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами избирательной комиссии. При подсчете голосов имеют право присутствовать кандидаты, их представители, наблюдатели, в том числе и иностранные, представители средств массовой информации.
21. Наблюдатели
Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума. Наблюдение могут осуществлять также иностранные (международные) наблюдатели.
Каждый кандидат и каждая политическая партия (иное избирательное объединение) имеют право назначить своих наблюдателей в избирательные комиссии в день голосования для наблюдения за законностью проведения выборов.
22. Референдум
Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме (т.е. голосование граждан по наиболее важным государственным вопросам).
23. Виды референдума
Референдум РФ – референдум, проводящийся на территории всей Российской Федерации по общегосударственным вопросам;
референдум субъекта РФ – референдум, проводящийся на территории субъекта РФ по вопросам субъекта РФ;
местный референдум – референдум, проводящийся на территории муниципального образования (города или отдельного района, или отдельного поселения)
24. Вопросы референдума
На всенародное голосование может быть вынесен проект новой Конституции Российской Федерации, а также проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международными договорами. На референдум могут выноситься и иные вопросы государственного, регионального и местного значения.
Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
На референдум не могут выноситься вопросы:
1) об изменении статуса субъекта РФ, закрепленного Конституцией РФ;
2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий государственных органов, а также органов, образованных в соответствии с международными договорами;
3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности;
4) о персональном составе органов государственной власти;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
6) вопросы, отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.
25. Голосование по отзыву выборного лица
Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном законом для проведения местного референдума, с учетом описанных ниже особенностей.
Основаниями для отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения в случае их подтверждения в судебном порядке.
Конкретные основания для отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва устанавливаются уставом муниципального образования.Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
26. Выборы в Европе
В странах Европейского Союза проводятся различные выборы. Избирается парламент, в некоторых странах имеется верхняя палата парламента, которая или назначается (ФРГ), или избирается полностью (Польша), или частично (Франция). В государствах с республиканской формой правления президент может избираться парламентом (ФРГ, Италия), народом (Франция), или если политические партии договорятся (парламентом), если нет (народом), в Ирландии.
Во всех странах Европейского союза проходят выборы членов Европейского парламента (общий законодательный орган для стран Западной Европы), как правило в четверг, пятницу, субботу, воскресенье второй недели июня каждые пять лет. Депутаты в Европейский парламент избираются по национальным правилам соответствующего государства.
Последние выборы в Европейский парламент прошли: 4 июня 2009г : Нидерланды и Великобритания; 5 июня 2009г : Чехия и Ирландия; 6 июня 2009г : Италия, Кипр, Латвия, Словения, Мальта; 7 июня 2009 г: остальные страны (Австрия, Бельгия, Болгария, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Литва, Люксембург, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Испания, Швейцария).
27. Выборы в США
США имеют уникальную избирательную систему, отличную от российской и европейской, которая состоит из двух уровней.
Население каждого штата не голосует непосредственно в пользу того или иного кандидата, а первоначально избирает выборщиков (их количество пропорционально численности населения, проживающего в штате) – первый уровень. 18 декабря в год проведения выборов в столицах каждого штата проводятся собрания выборщиков (которые составляют коллегию выборщиков), которые голосуют в пользу того или иного кандидата – второй уровень. В 50-ти штатах, исключая Мэн и Небраску, преобладает правило «победитель получает все», то есть кандидат в органы власти, получивший наибольшее число голосов по штату, получает голоса всех выборщиков этого штата; таким образом, голоса, поданные за всех других кандидатов, автоматически считаются поданными за победителя.
28. Выборы в Китае
Высший орган государственной власти в Китае — однопалатное Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), состоящее из 2979 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет. Региональные собрания народных депутатов в свою очередь избираются местными собраниями народных депутатов. К выборам допускаются только депутаты от Коммунистической партии Китая и восьми так называемых демократических партий, входящих в Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Все депутаты ВСНП являются представителями блока коммунистов и демократов.
29. Роль молодежи в избирательном процессе
Современная молодежь активно участвует в избирательном процессе. Во-первых, молодежь является резервом кадров избирательных комиссий, организующих выборы. Все чаще молодые люди работают членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, активно участвуя в организации процесса голосования. Во-вторых, молодые люди, входящие в состав молодежных движений политических партий и иных молодежных объединений присутствуют на избирательных участках в качестве наблюдателей, строго следя за правильностью и законностью действий членов избирательных комиссий. И, наконец, в-третьих, молодежь – очень многочисленная группа избирателей, которая, принимая активное участие в выборах, может оказать существенное влияние на итоги голосования, определить будущее своей страны.
30. Молодые избиратели определяют будущее страны
В Михайловском муниципальном районе молодежь от 18 до 30 лет составляет % от общего числа избирателей.
Развитие современной молодежи приходится на годы преобразований во всех сферах жизнедеятельности российского общества, на период нового государственного строительства, на время изменения положения России на мировой арене. Реформы могут быть успешными только при активном участии в них молодого поколения. Важно, чтобы в настоящее время молодые граждане были готовы к активному взаимодействию с государством, участию в решении различных проблем, существующих в современном обществе, проявляли гражданскую инициативу, создавали молодежные организации, активно работающие во всех сферах жизни общества.
С каждой новой избирательной кампанией в выборы включается новое поколение молодых граждан.
Современная молодежь – это инициативность, активность и креативность. Будь собой, активно участвуй в выборах, сам определяй свое будущее, не позволяй другим делать выбор за тебя.